Из истории казначейской системы на Дону. К 25-летию создания казначейств Российской Федерации

В 2018 году исполнилось 25 лет с момента создания казначейств Российской Федерации.

В Государственном архиве Ростовской области хранятся документы, позволяющие проследить историю создания и функционирования органа, ведавшего поступлением и расходованием средств области войска Донского. Предшественником Казенной палаты, в подчинении, которой находились областное и окружные казначейства, было счетное отделение Областного правления (Ф. 301. Оп. 24), прекратившее свое существование в связи с открытием Донской контрольной палаты (Ф. 340).

В России история создания казначейской системы естественным образом совпадает с началом процесса образования Русского централизованного государства. Первое государственное экономическое учреждение – Казна было образовано в 1558 году, появилась должность казначея – хранителя великокняжеской казны и архива.

В 1710 году в период правления Петра I была создана Счетная или Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.

Постепенно происходит становление казначейства как органа, осуществляющего сбор и хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов и расходов на местах (уездные (для области войска Донского – окружные) казначейства).

7 июня 1872 году Государственным советом было утверждено «мнение… об открытии финансовых учреждений в области войска Донского», а 1 января 1873 г. на заседании Донской казенной палаты решено отправить министру финансов сообщение: «Донская казенная и казначейства открыты, приняты суммы, дела и меры к обеспечению успеха в деле».[1]

В соответствии с инструкцией 1872 г., Донская казенная палата, как и губернские казенные палаты Российской империи, в совоей деятельности подчинялась Правительствующему Сенату и Министерству финансов и, кроме императора и указанных учреждений, ни от кого не принимала указов и повелений. Донесения и представления палата посылала Сенату, главнокомандующему армиями, министру финансов, войсковому наказному атаману и другим лицам высших званий.[2]

В случае законных требований войскового наказного атамана Донская казенная палата должна была исполнять их без малейшего промедления, не допуская споров и противоречий.

Управляющий казенной палатой назначался и увольнялся по представлению министра финансов или высочайшими приказами.[3]

Главные предметы ведомства Донской казенной палаты распределялись между отделением казначейств, ревизионным отделением, отделением казенных доходов и канцелярией.[4]

Отделение казначейств заведовало счетоводством и отчетностью по приходу и расходу сумм, обращающихся в подведомственных палате кассах.[5]

Донская казенная палата сбором и хранением доходов не занималась - предоставляла право сбора сумм областному и окружным казначействам, осуществляя надзор и ревизию за их деятельностью.[6]

Исполнительными органами Казенной палаты были казначейства, которые в своих действиях руководствовались распоряжениями Донской казенной палаты и инструкциями. [7]

В своде законов Российской империи говорится: «№ 1568. Казначеи, при вступлении в должность обязаны дать подсписку, что они сами, без дозволения Казенных палат, отнюдь не покусятся производить передачи принадлежащих им имений или ссуды от имени своего, жены или детей, скрытно, или не тем порядком и не под такие акты, которые для сего в законах определены...».[8]

Будучи подчиненными непосредственно казенной палате, казначеи могли принимать указы и повеления от войскового наказного атамана и Областного Правления.

Законом от 30 апреля 1885 г. на казначейства возлагались обязанности по приему и хранению всех казенных доходов, поступающих от плательщиков налогов, для определения которых казенной палатой собирались сведения о видах на урожай и его остатках, о перечислении купцов, мещан и крестьян из одной местности к другой, об усыновлении воспитанников благотворительных учреждений, о причислении их к обществам.

Казначейства выдавали патенты и взимали акцизы, выдавали свидетельства на право торговли и ведение промыслов, свидетельства на жительство, вели дела по продаже гербовой бумаги, по выкупу временно-обязанных крестьян.

Через местные казначейства осуществлялись переводы частных денежных средств из одного города в другой.

Кроме казенных доходов в кладовые казначейств принимались на временное хранение, за особое вознаграждение, доходы, принадлежавшие земским, городским и сельским управам, общественным организациям, должностным и частным лицам.

С открытием в 1884 г. при казначействах сберегательных касс [9], часть этих функций, по работе с частными лицами, переходила к ним.

В обязанности казначеев входило следить за своевременностью уплаты податей, вести учет поступающих и расходуемых сумм, следить за безопасностью и целостностью кладовой.

Вся исполнительная власть в казначействах принадлежала казначею[10], Только ему принадлежало право подписи отправляемых и прием поступающих бумаг. Под надзором казначея находилась печать казначейства и он нес ответственность за правильность ее употребления.

В обязанности казенной палаты входило проведение «срочных свидетельств» - проверок казначейств: по окончании каждого месяца, по истечении 3-летнего срока служения казначея, в случае его увольнения от должности.

Кроме того, несколько раз в год обязательно проводились внезапные свидетельства казначейств. При этом проводящие проверку обязаны были обращать внимание на образ жизни и поступки казначея и несли ответственность за качество проверки всем своим имуществом.

Свою деятельность Казенная палата и казначейства продолжали вплоть до установления Советской власти. Радостно восприняв изменения в управлении страной, чиновники Казенной палаты и казначейств в приветствии Временному правительству, направленному 7 марта 1917 г., обещали «…приложить все усилия к проведению в жизнь указаний нового правительства и укреплению его силы… и водворению порядка в нашей обновленной стране». Представители Казенной палаты и областного казначейства приняли участи е деятельности Донского исполнительного комитета, признанного местным центральным органом.[11]

16 декабря 1919 г. управляющему Донской казенной палатой было дано указание принять меры к эвакуации ценностей и документов[12]

С окончательным установлением советской власти на Дону в 1920 году вступило в силу постановление Правительства принятое в октябре 1918 г. - все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент Государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы.

Завершился этот процесс в 1926 г. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных изменений просуществовала весь советский период развития государства. Эта система посредством государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.

С распадом Советского Союза и реформой банковской системы в Российской Федерации, бюджетные средства оказались в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности. Государственные средства превратились в кредитный ресурс для банков.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации.

В фондах Донской казенной палаты (Ф. 218), Новочеркасского областного (Ф. 202), Ростовского (Ф. 807) и Таганрогского (672) окружных и Ростовского уездного (Ф. 376) казначейств, помимо сведений о пополнении и расходе войсковой казны, содержится информация о состоянии торговых и промышленных заведений области, о выплате пенсий и пособий, об усыновлении и причислении к семьям сирот, формулярные списки служащих.

Главный архивист ГКУ РО «ГАРО»

Е.П. Лукьяшко



[1] ГАРО. Ф. 218. Оп. 1. Д. 7. Л. 13.

[2] Плеске Э. Справочная книга для податных инспекторов, казенных палат и казначейств.Спб.1885.С.14.

[3] Там же. С. 8

[4] ГАРО. Ф. 218. Д. 7. Л. 118-118 об.

[5] Плеске. Э. С. 9.

[6] Там же. С. 15-16

[7] [7] Там же. С. 12

[8] Там же. С. 22.

[9] ГАРО. Ф. 218. Оп. 1. Д. 423.

[10] ГАРО. Ф. 218. Оп.1. Д. 1703. Л. 2

[11] ГАРО. Ф. 218. Оп. 3. Д. 2736. Л. 38

[12] ГАРО. Ф. 218. Оп. 5. Д. 259. Л.1.

344006, г. Ростов-на-Дону,
пр. Ворошиловский, 28

Схема проезда

Телефоны

Отдел информации и публикации (тематические запросы):
тел.: (863)240-61-26

Читальный зал
тел.: (863)240-61-26

Стол справок (запросы социально-правового и имущественного характера):
тел.: (863)263-05-01

Отдел формирования Архивного фонда Российской Федерации (консультации для работников ведомственных архивов):
тел.: (863)240-87-73;
(863)240-49-65)

Директор ГКУ РО «ГАРО»
Трапш Николай Алексеевич
тел./факс: (863)240-48-92

Зам. директора по основной деятельности
Милосавлевич Елена Владимировна
тел.: (863)263-04-99

Зам. директора по административно-хозяйственной работе
Рунчев Сергей Степанович
тел.: (863)240-20-97;
тел./факс.: (863)240-38-52

Главный бухгалтер
Потеева Фарида Сафиулловна
тел./факс.: (863)240-38-52

Главный хранитель фондов
Николаева Елена Владимировна
тел.: (863)240-48-92

Ведущий инженер по кадрам
Кривенкова Светлана Валерьевна
тел.: (863)240-34-60