Фонды

Фонд:

Номер: 52

Название: Областной войска Донского распорядительный по земским делам комитет, г. Новочеркасск

Крайние даты: 1826 – 1919

Описание:

Закон о введении земства на Дону был «высочайше» утвержден 1 июня 1875 г. В основу появившейся к лету 1876 г. земской системы легло Положе-ние о земских учреждениях от 1 января 1864 г. Существенную роль в подго-товке и проведении первых земских выборов сыграли Областной временный комитет по введению земских учреждений в Области войска Донского (ОВД) и окружные временные комиссии по введению земских учреждений . С 1876 по 1882 гг. в ОВД действовали такие выборные земские учреждения, как об-ластное и окружные земские собрания и их исполнительные органы - земские управы, пытавшиеся последовательно и полно развивать начала местного са-моуправления. Деятельность земских учреждений в течение первого трехлетия вызва-ла недовольство некоторых станичных обществ, особенно в Хоперском окру-ге, а также некоторых слоев общества ОВД. Результатом протестных дейст-вий и настроений, а также деятельности в течение 1879-1881 гг. конфликтной комиссии стала якобы «временная» ликвидация выборных земских учрежде-ний . 24 марта 1882 г. был «высочайше» утвержден закон о прекращении деятельности на Дону земских выборных органов . В законе говорилось: « Действие высочайше утвержденных 1 июня 1875 г. узаконений о введении в Области войска Донского земских учреждений приостановить временно, закрыв вместе с тем существующие областную и окружные земские управы. На время приостановки исполнение земских повинностей…установить на основаниях Устава о земских повинностях (1857 г. – Г.С.) . При этом для за-ведования оными образовать областной и окружные распорядительные ко-митеты, а делопроизводство и счетоводство по означенным повинностям возложить на Областное правление и окружных начальников по принадлеж-ности. Для составления проекта нового законоположения об устройстве зем-ско-хозяйственного управления … образовать в г. Новочеркасске комис-сию» . 21 мая 1882 г. начал свою деятельность Областной войска Донского распорядительный комитет по земским делам, а подчиненные ему окружные распорядительные комитеты по земским делам - с 1 июня . Областной коми-тет, располагаясь в г. Новочеркасске на Дворцовой улице, подчинялся Воен-ному министерству . Первоначально земское делопроизводство и «счетовод-ство», как и было определено законом, были сосредоточены в Областном правлении. Собственная структура областного комитета сформировалась позднее . Несмотря на радикальные изменения в земской системе ОВД, все по-винности, установленные представительными земскими учреждениями, были сохранены. В связи с этим распорядительные комитеты выполняли почти все обязанности ликвидированных земских управ . Они занимались сбором на-логов и распределением налоговых сумм. Денежные средства распределя-лись по следующим статьям расходов: 1. «врачебная часть» (содержание ме-дицинской «части», расходы на борьбу с эпидемиями, содержание и строи-тельство лечебных и ветеринарных учреждений, выплаты пособий лечебни-цам и Обществу Донских врачей, содержание оспенного телятника, строи-тельство и содержание лепрозория, др.), 2. «почтовая повинность» (содержа-ние почтовых лошадей с упряжью, повозками, проводниками), 3. «дорожная повинность» (устройство и содержание дорог, мостов, труб, плотин, гатей и перевозов, содержание Ольгинской дамбы), 4. «содержание помещений ме-стного гражданского управления» (ремонт, страхование и другие расходы на содержание земских зданий, отопление дома войскового наказного атамана, отопление и освещение областного острога и окружных тюрем, др.), 5. «со-держание местного гражданского управления» (выплаты казначействам и Донской контрольной палате, судебным следователям, другим должностным лицам и учреждениям), 6. «воинская повинность» (отопление и освещение караулен, призрение семей «воинских чинов, пострадавших при военных действиях», воинская квартирная повинность, др.), 7. «этапная повинность» (устройство или наем этапных тюрем для ссыльных и помещений для пре-провождающей их стражи, содержание и снабжение этапов. Содержание подвод при этапах), 8. «ветеринарная часть» (содержание ветеринарных вра-чей и фельдшеров, снабжение их медикаментами для раздачи населению. Пособие, в более позднее время, Донскому отделу Российского общества по-кровительства животным на содержание бесплатной лечебницы для живот-ных в г. Новочеркасске), 9. «оспопрививание», 10. «содержание земской поч-ты», 11. «содержание земских комитетов», 12. «содержание земских зданий», 13. «содержание посредников полюбовного размежевания», 14. «содержание воинских присутствий» . Со временем статьи расходов менялись, но не принципиально. В частности, появились такие статьи расходов, как «содер-жание таганрогских и новочеркасских богоугодных заведений», «народное образование» (содержание училищ и ремесленных отделений при 2-классных училищах, других учебных заведений, содержание стипендиатов, др.) и «сельское хозяйство» (устройство показательных полей и лесоразведение, развитие шелководства, борьба с сельскохозяйственными вредителями и пес-ками, др. Содержание энтомологов.) . Своеобразие деятельности комитетов красноречиво охарактеризовал И.Ефремов: «Нельзя ожидать от распоряди-тельных по земским делам комитетов живой хозяйственной деятельности. Эти мертворожденные учреждения только и могли заведовать текущим зем-ским хозяйством… Главными работниками в окружных комитетах являются назначенные от правительства непременные члены – чиновники, не связан-ные ничем с населением. Председатель комитета – окружной атаман – глава округа и военный начальник, отвечающий за боевую готовность нескольких полков. Бесплодность деятельности комитета обусловлена тем, что все пред-ложения и начинания должны пройти через Главное управление казачьих войск и получить утверждение Военного Совета» . Областной распорядительный комитет по земским делам был состав-лен «по обычному типу губернских коллегиальных учреждений из занятых своим прямым делом представителей различных учреждений (войсковой на-казной атаман, областной предводитель дворянства, старший помощник ата-мана по гражданской части, управляющий Донской казенной палатой и член от Войска )». Только два работника – член по назначению от правительства и его помощник занимались исключительно земскими налоговыми пробле-мами. Эти два работника заменили собой областную и окружные земские управы. Что касается окружных распорядительных комитетов, то они не имея никакой самостоятельности, выполняли указания областного комитета и являлись «передаточной инстанцией между областным комитетом и насе-лением». Окружные распорядительные комитеты по земским делам, состо-явшие под председательством окружных начальников, а с 1887 г. - окружных атаманов, «заваленных своими полицейско-административными обязанно-стями», включали в свой штат лишь одного чиновника, который едва успевал справляться с канцелярской работой . Ведением делопроизводства в окруж-ных комитетах долгое время занимались люди, не имевшие прямого отноше-ния к земскому делу: секретари и другие чиновники. Исполнение таких дел, как проведение на местах торгов на земские подряды, проверка обществен-ных хлебных запасов, проверка описей по добровольному страхованию, со-ставление оценочных описей имущества, пострадавшего от пожаров, и дру-гих, поручалось участковым заседателям. Лишь в 1901 г. областной распоря-дительный комитет признал необходимым ввести в состав окружных комите-тов, по собственному примеру, особых чиновников для ведения делопроиз-водства . Образование в 1884 г. Сальского округа повлекло за собой создание Сальского окружного распорядительного комитета по земским делам . Тра-диционно окружные распорядительные комитеты возникали в центральных станицах округов. В 1888 г. в связи с увеличением территории ОВД за счет Екатеринославской губернии к окружным комитетам прибавились Ростов-ский и Таганрогский. Эти комитеты возглавлялись окружными начальника-ми . Присоединение к ОВД Ростовского уезда и Таганрогского градоначаль-ства повлекло за собой ликвидацию не один год эффективно работавших вы-борных земских учреждений, которые и были заменены распорядительными комитетами . С конца 90-х годов встречается двоякое написание названия комитета. Появляется еще одно: Областной войска Донского распорядительный по зем-ским делам комитет . Деятельность областного распорядительного комитета, как админист-ративного органа, находилась в зависимости от работы полиции, взыскивав-шей недоимки земских сборов, наблюдавшей за исполнением натуральных земских повинностей и за состоянием дорог и дорожных сооружений. Поли-ция выполняла также другие земские поручения . Столкновения сторонников и противников земского самоуправления на Дону приводили к неоднократному формированию различных комиссий. Достаточно упомянуть в этой связи такие комиссии, как: генерал-лейтенанта Маслоковца, генерал-лейтенанта Грекова, тайного советника Лемана. По-пытки восстановления земства предпринимались неоднократно. Уже в 1884 г. войсковой наказной атаман представил в Военное министерство проект уч-реждения нового земско-хозяйственного управления. 4 января 1905 г. общее собрание донского дворянства поручило своему предводителю «еще раз про-сить государя» о введении земства Дону . 2 апреля 1908 г. донскими депута-тами было внесено в Государственную Думу предложение о распростране-нии земского положения 1890 г. на ОВД, но только 8 февраля 1912 г. Госу-дарственная Дума приняла в третьем чтении законопроект о применении по-ложения к области . Законопроект обеспечивал преобладание в земских уч-реждениях казаков, ссылаясь на их исторические, бытовые и земельные пре-имущества по сравнению с другими слоями населения . Однако, в феврале 1914 г. Государственный Совет отклонил его без постатейного обсуждения. Наказной атаман заявил, что «казаки и слышать не хотят о земских учрежде-ниях», и что Военное министерство предполагает образовать особые прави-тельственные учреждения для управления хозяйственной частью, куда пред-ставители населения будут приглашаться « в качестве сведущих людей». За-конопроект о волостном земстве, находившийся в течение ряда лет на рас-смотрении в Государственном Совете, также не «встретил сочувствия» . Та-ким образом, все попытки возврата к выборным земским учреждениям вплоть до 1917 г. оставались тщетными. В начале XX века земское хозяйство было уже настолько упрощено, что имело единую областную смету, не разделенную по округам и утвер-ждавшуюся на очередное трехлетие Военным Советом. Вся земско-хозяйственная жизнь оказалась в застое: «ни дорог, ни больниц, ничтожно число школ, число земских врачей так мало, что эпидемии развиваются, а со-седние земские губернии поднимают вопрос об ограждении их карантинами от занесения эпидемий из ОВД. Ветеринарное дело поставлено недостаточно широко, агрономическая помощь населению слаба, развивающееся коопера-тивное движение в сфере кредитных, потребительных и производственных товариществ и сельскохозяйственных обществ не имеет ни руководства, ни материальной поддержки. Профессионального образования почти не сущест-вует, кустарных промыслов нет совсем.» Отсталость от соседних земских губерний стала очевидной. К этому времени областной комитет имел уже собственную канцеля-рию и бухгалтерию. Структура комитета и его штат постоянно увеличива-лись. Постепенно возникли такие отделения, как недоимочное, страховое, оценочно-окладное, продовольственное. При комитете помимо бухгалтеров, делопроизводителей, писарей, регистратора и архивариуса состояли заве-дующий хозяйством областного комитета, инженер, счетовод, землемер, чер-тежник, техник, десятники. До 1915 г. страхование недвижимости проводи-лось станичными и волостными правлениями. В целях «наилучшего обеспе-чения населения на случай пожарных разорений» областной комитет учредил страховую агентуру. В каждый из округов был назначен агент. Для объеди-нения деятельности агентов появилась должность страхового инспектора. По-прежнему административно-хозяйственные дела разрешались коллеги-ально. Управляющим областным комитетом оставался непременный член от правительства. С изменением политического устройства России и приходом к власти Временного правительства появились условия для реформирования системы земских учреждений. 21 мая 1917 г. Временным правительством были при-няты Временное положение о волостном земском управлении (Вестник Вре-менного правительства, № 62) и Положение о производстве выборов губерн-ских и уездных земских гласных (Вестник Временного правительства, № 67). Вводилась четырехчленная формула выборов – всеобщие, прямые, равные и тайные . На основе нормативных актов Временного правительства исполни-тельный комитет Войскового казачьего съезда одобрил Положение по зем-скому самоуправлению на Дону, а в июне 1917 г. земская комиссия Донского войскового круга доработала текст положения, утвержденного кругом 13 июня . В положении говорилось, что « земство должно быть основано на демократических началах и должно быть единое и равное для всего населе-ния области…Не ожидая введения земских учреждений, предложить област-ному распорядительному по земским делам комитету 1. привлечь к платежу земских сборов не состоящие в земском обложении фабрики и заводы, и гор-нопромышленные предприятия. 2. Все недвижимые имения в городах Росто-ве, Таганроге и Нахичевани привлечь к земскому обложению…» . В утвер-жденном в августе 1917 г. Временным правительством законе о введении земских учреждений в ОВД говорилось: «с образованием земских учрежде-ний в Области войска Донского и по принятии сими учреждениями подве-домственных им дел, упразднить: 1. областной и окружные распорядитель-ные комитеты…» Во 2-й половине 1917 г. прошли выборы в волостные земские учреждения. По словам одного из современников: «ключевые пози-ции отошли к различным партиям». Волостные земские органы просущест-вовали недолго – 1-2 месяца, и были ликвидированы большевиками. Зем-ские реформы Временного правительства не были осуществлены, смена по-литического режима помешала их воплощению. Соответственно, областной и окружные распорядительные комитеты не были ликвидированы. В течение всего времени деятельности Временного правительства областной распоря-дительный комитет находился в подчинении Военного министерства . В связи с захватом власти большевиками, на Дону власть перешла к властным органам, сформированным еще при Временном правительстве и признававшим его верховенство . В связи с этим, осенью1917 г. областной распорядительный комитет перешел в непосредственное подчинение Вой-сковому Правительству войска Донского . 18 ноября 1917 г. Войсковое пра-вительство приняло постановление « о введении земских учреждений в Рос-товском, Таганрогском и крестьянской части Донецкого округа», сделав пер-вый шаг к становлению выборной земской системы на неказачьих террито-риях . В постановлении говорилось: «Положение об уездном и волостном земском управлении в полном объеме ввести в действие в Таганрогском, Ростовском и 2 Донецком округах за исключением станиц и казачьих хуто-ров, входящих в состав этих округов» . Естественно, что эти территории должны были быть выведены из сферы влияния областного распорядитель-ного комитета. Кроме того, в этих округах были сформированы комитеты по введению земства. Для реализации этого постановления предполагалось об-разовать 2-й Донецкий округ из 39 волостей. . Начавшаяся Гражданская война помешала этим преобразованиям. В январе 1918 г. областной распорядительный комитет находился в подчинении Временному объединенному Войсковому правительству и непо-средственно управлялся «членом от правительства» И.В.Юшкиным и тремя его помощниками . Структура комитета была разветвленной. Помимо бух-галтерии, регистратуры и стола секретаря имелись отделы (по призрению се-мейств мобилизованных, продовольственный, народного здравия, народного образования, ) и отделения (почтово-дорожное, богоугодное, машинное, тех-ническое, недоимочно-окладное, страховое) . Судьба комитета в период существования с февраля по апрель 1918 г. Донской Советской республики неизвестна. В конце апреля 1918 г., после ликвидации советской республики, вся административная и гражданская власть оказалась сосредоточенной в руках сформированного казаками Вре-менного Донского правительства, а военная власть - в ведении походного атамана генерал-майора П.Х.Попова . 4 мая 1918 г. были приняты Основные законы Всевеликого войска Донского (ВВД), заложившие основы государст-венности и принципы организации системы государственных органов. Имен-но 4 мая 1918 г. можно считать датой возникновения Правительства ВВД, или Совета управляющих отделами . С появлением на Дону нового государ-ственного образования – Всевеликого войска Донского (ВВД), областной распорядительный комитет по земским делам перешел в подчинение Отдела внутренних дел (ОВД) Правительства ВВД и изменил свое название: Обла-стной Всевеликого войска Донского распорядительный комитет по земским делам. Состав его коллегии также изменился. Он был дополнен представите-лями от «крупного и мелкого землевладения» (по 1 представителю), от Отде-ла народного просвещения ВВД (1 представитель по отделению низших школ), от Отдела внутренних дел ВВД (2 представителя по военно-санитарному отделению), от Отдела землеустройства и земледелия ВВД (1 представитель по агропромышленному отделению). Представители разреша-ли специальные проблемы, находившиеся в их компетенции. В составе кол-легии также оставались областной предводитель дворянства, управляющий Донской казенной палатой, городской голова г. Новочеркасска, член от пра-вительства, он же управляющий рабочим аппаратом областного комитета. В январе 1919 г. предводитель дворянства был заменен почетным мировым судьей . В 1919 г. структура областного распорядительного комитета была сле-дующей: помимо бухгалтерии, регистратуры и архива имелся стол секретаря, а также отделения, или отделы: почтово-дорожное и хозяйственно-административное, продовольственное, земской медицины и ветеринарии, народного образования, оценочно-окладное, богоугодное, техническое . Сложные политические, экономические и военные обстоятельства Гражданской войны препятствовали эффективной деятельности областного комитета. Дополнительные трудности были связаны с тем, что в течение 1918-1919 гг. окружные распорядительные комитеты неоднократно переез-жали с места на место, покидая зоны боевых действий . С установлением Советской власти в начале 1920 г. Областной Всеве-ликого войска Донского распорядительный комитет по земским делам пре-кратил свое существование . Фонд поступил на хранение в госархив в сентябре 1930 г. В 1950, 1952, 1979 проводилась проверка наличия и состояния дел. В 1987 г. прошла выбо-рочная полистная проверка наличия и состояния дел. Фонд № 52 неодно-кратно пополнялся делами, переданными из других фондов госархива. В 2006 году была начата работа по усовершенствованию описей фонда с час-тичной переработкой. В результате уточнения фондирования были выделены две группы дел, одна из которых составила новый фонд № 872 (Ростовский окружной распорядительный комитет по земским делам) в объеме 29 дел за 1911, 1914-1919 гг., а другая пополнила фонд № 772 (Черкасский окружной распорядительный комитет по земским делам) в объеме 73 дел за 1879-1885, 1913-1919 гг. Кроме того, отдельные дела были переданы в следующие фон-ды: Ф. 378 (Областная войска Донского земская управа) – 6 дел; Ф. 46 (Ата-манская канцелярия) – 7 дел; Ф. 801 (Войсковая комиссия народного продо-вольствия) – 3 дела; Ф. 213 (Областное по крестьянским делам присутствие) – 2 дела; Ф. 233 (Мировой посредник 1-го участка Ростовского уезда) – 2 де-ла; Ф. 44 (Доно-Кубано-Терское общество сельского хозяйства) – 2 дела; Ф. 353 (Областной войска Донского статистический комитет) – 1 дело; Ф. 860 (Отдел внутренних дел Правительства ВВД) – 1 дело; Ф. 865 (Совет управ-ляющих отделами Правительства ВВД) – 1 дело; Ф. 304 (Областное дворян-ское собрание) – 1 дело. Таким образом, всего было передано 128 дел. По окончании научной работы количество описей не изменилось, рас-положение дел в описях также было сохранено. Хронологические рамки опи-сей нередко не совпадают с временными пределами фондообразователя, т.к. некоторые дела, включенные в описи, начаты делопроизводством учрежде-ния-предшественника. Опись № 1 включает в себя 1219 дел за 1872-1919 гг. В ней отложилось одно непрофильное дело - № 170 а (Отчет Ростовской уездной земской управы Ярославской губернии за 1889-й год.). Опись № 2 состоит из 97 дел за 1881-1919 гг. Опись № 3 состоит из 169 дел за 1878-1884, 1894, 1904, 1907-1919 гг. В ней отложилось одно непрофильное дело - № 191 (Протоколы № 92-118 совещаний Донской областной продовольст-венной управы и приложения к некоторым из них за 3 сент.-27 окт. 1917 г.), которое оставлено в фонде № 52 в связи с отсутствием другого соответст-вующего ему архивного фонда. Опись № 4 состоит из 137 дел за 1881- 1919 гг. К описям был составлен следующий научно-справочный аппарат: титуль-ные листы, хронологический указатель, историческая справка, список со-кращений. Параллельно с усовершенствованием, уточнением фондирования и другими видами работы проводилось выявление особо ценных документов. В результате была составлена опись № 1 в объеме 468 дел за 1872 – 1919 гг. Также велась тематическая разработка фонда. Для электронного ката-лога были составлены карточки (1730 шт.). В фонде отложились следующие документы: предписания Главного управления казачьих войск, войскового наказного атамана, Областного прав-ления, Областного войска Донского распорядительного комитета по земским делам. Приговоры станичных сборов. Циркуляры и копии циркуляров Воен-ного министерства, МВД, Главного управления казачьих войск, Главного Штаба. Резолюции и копии резолюций областного распорядительного коми-тета о финансировании различных учреждений и их работников, приложения к некоторым из них. Протоколы № 92-118 совещаний Донской областной продовольственной управы и приложения к некоторым из них. Положения по земскому самоуправлению на Дону. Журналы, копии и выписки из журналов заседаний Областного войска Донского распорядительного комитета по зем-ским делам и приложения к некоторым из них. Отношения Главного управ-ления казачьих войск, Областного правления о борьбе с оспой, о появлении новых населенных пунктов и их распланировании. Сметы расходов област-ных земских денежных повинностей. Финансовые отчеты окружных распо-рядительных по земским делам комитетов и приложения к некоторым из них. Отчеты о деятельности окружных распорядительных комитетов, о количест-ве недоимок страхового сбора по обязательному земскому страхованию, дру-гие. Акты освидетельствования некоторых торговых и промышленных заве-дений, Ольгинской дамбы. Ведомости и сведения по продовольственным, финансовым, вопросам образования, здравоохранения, урожайности, страхо-вания недвижимости от пожаров и по другим вопросам. Ведомости цен на строительные материалы, топливо, рабочую силу, состояния общественных хлебных магазинов и общественных продовольственных капиталов, другие. Ежемесячные требовательные ведомости на выдачу содержания работникам областного земского комитета. Сведения в бухгалтерию областного земского комитета о расходовании денежных средств, об атмосферных осадках, о страховании недвижимого имущества, о недоимках земских сборов и посту-плении этих сборов, по другим вопросам. Доклады и докладные записки о почвенных и хозяйственно-экономических условиях области, о захвате ста-ницы Усть-Медведицкой Красной Гвардией и об установлении Советской власти, о земском законодательстве и реформировании земства. Донесения распорядительных комитетов об организации оспопрививания, о борьбе с эпидемическими заболеваниями и эпизоотиями. Рапорты областного земле-мера, станичных, волостных и сельских правлений, окружных комитетов о распланировании населенных пунктов, о взыскании недоимок страховых сборов, о времени образования волостей, по другим вопросам. Дела о мерах по борьбе с эпидемиями и эпизоотиями, об истреблении саранчи и сусликов, других сельскохозяйственных вредителей, о расширении и совершенствова-нии системы земских почтовых станций, учебных и медицинских заведений, сети складов сельскохозяйственных орудий, о реорганизации ветеринарного надзора в ОВД, о деятельности окружных распорядительных комитетов, об изменении границ и численности судебно-мировых участков, о распланиро-вании станиц и хуторов, об образовании новых округов, волостей, станиц и хуторов, о финансировании Ольгинской дамбы, богоугодных заведений, дру-гих учреждений, о выдаче денежных и семенных ссуд населению, постра-давшему от неурожаев, о взыскании земских сборов, о призрении семей лиц, призванных в армию, об использовании военнопленных на земских работах, об исключении из земского обложения недвижимого имущества разных лиц, по другим вопросам. Переписка с Военным министерством, с Главным управлением казачьих войск, с войсковым наказным атаманом, с Областным правлением, с отделами Правительства ВВД, с налоговыми и финансовыми учреждениями, с Донским музеем, с окружными комитетами, с другими уч-реждениями и должностными лицами о составлении и присылке финансово-отчетной документации, по кадровым и организационным вопросам, о со-держании различных учреждений, о выполнении земских повинностей, о вы-плате компенсаций в связи со стихийными бедствиями, неурожаями, о вы-сылке в музей коллекции насекомых, о составлении и уточнении планов на-селенных пунктов, по другим вопросам. Телеграммы министра государст-венного призрения Ефремова войсковому атаману Богаевскому о принятии Временным правительством постановления о введении земства на Дону. Ок-ладные листы земских сборов. Прошения разных лиц о приеме на работу, о предоставлении отпусков, по другим вопросам. Списки работников област-ного земского комитета, владельцев недвижимостью, крестьян и казаков, по-лучивших ссуды, почтовых станций, училищ и медицинских учреждений, списки заведений, подлежащих земскому обложению. Историческую справку составила гл. палеограф Г.В.Савчук

Количество ед. хр.: 1618

Гиды:

  • Номер: 1.2
    Название: Органы городского и земского самоуправления и городского благоустройства
  • Номер: 1.2.2
    Название: Земские учреждения

Рубрики:

  • Номер: 2.4.3.2
    Название: Исполнительные органы земского самоуправления

Описи:

Номер описи

Номер: 1, крайние даты: 1872 – 1919, количество ед. хр.: 1214

Номер: 2, крайние даты: 1881 – 1919, количество ед. хр.: 96

Номер: 3, крайние даты: 1878 – 1919, количество ед. хр.: 169

Номер: 4, крайние даты: 1881 – 1919, количество ед. хр.: 139

Выбор фонда

344006, г. Ростов-на-Дону,
пр. Ворошиловский, 28

Схема проезда

Телефоны

Директор ГКУ РО «ГАРО»
Трапш Николай Алексеевич
тел./факс: (863)240-48-92

Зам. директора по основной деятельности
Милосавлевич Елена Владимировна
тел.: (863)263-04-99

Зам. директора по административно-хоз. работе
Рунчев Сергей Степанович
тел.: (863)240-20-97;
тел./факс.: (863)240-38-52

Главный бухгалтер
Потеева Фарида Сафиулловна
тел./факс.: (863)240-38-52

Главный хранитель фондов
Николаева Елена Владимировна
тел.: (863)240-48-92

Ведущий инженер по кадрам
Кривенкова Светлана Валерьевна
тел.: (863)240-34-60